Главная » Статьи » Статьи

Николай Николаевич Юденич. Историческая рубрика

Великий и забытый русский генерал Николай Николаевич Юденич.

В конкурсе "Имя победы" Николай Юденич не вошел и в 40 лучших отечественных военачальников, притом он сумел уступить даже горе-маршалу Тухачевскому, автору печально известного "Чуда на Висле". Чем же обязан Николай Николаевич такой низкой поддержкой? В этой работе я отвечу на данный вопрос, а также расскажу о том, за что Юденича можно поставить в один ряд с Суворовым, Кутузовым или Скобелевым.

Началом серьезной деятельности Юденича, как военачальника можно считать начало Первой Мировой войны. Николай Николаевич встретил старт великой мировой бойни на Кавказе, в качестве начальника Кавказского Военного округа. В начале войны Русская Императорская армия вела бои только на самой западной своей границе: с армиями Германии и Австро-Венгрии. Но уже 29 октября 1914 года, почувствовав видимую слабость Российской Империи и заметную усталость от войны в ее общественности, указом высшего руководства Турции османский флот обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. Незамедлительно от императора Николая 2 последовал ответ: объявление войны Османской Империи.

Превосходящие силы Османской Империи, подготовленные немецкими офицерами, перешли в наступление на Карс, образовав так называемый "Кавказский фронт". От всех османских войск в малой Азии русские земли прикрывала одна Кавказская армия Николая Юденича. Разгромив в Сарыкамышском сражении 90 тысяч османских солдат 63-тысячная русская армия перешла в контрнаступление. В течение 1915 года Кавказская армия продвигалась в сторону основных форпостов Османской Империи, защищавших Анатолию и Багдад: в сторону неприступной крепость Эрзерум и хорошо защищенного порта Трапезунд. В январе 1916 года, перевооруженная, как и вся Русская Императорская армия, Кавказская армия под руководством Николая Юденича предприняла ожесточенное наступление на крепость Эрзерум, которую защищала 3-я османская армия численностью 134 тысячи штыков. Русская группировка составляла не более 180 тысяч штыков. Крепость Эрзерум была прекрасно защищена: кроме крепостной артиллерии, которая численно превосходила всю русскую, была еще и полевая артиллерия 3-ей армии. В горах, окружавших Эрезерум находились фортификационные сооружения, о нахождении которых противник чаще всего даже и не догадывался. Турки были уверены, что русская армия не решится в условиях зимы наступать на неприступный Эрезерум, итог: 2400 убитых и 6000 раненных с нашей стороны, и 79 тысяч убитых, раненых и взятых в плен с османской стороны. Смелое предприятие Николая Юденича сломало все планы османского руководства, Кавказская армия получила огромный простор для действий. Еще до полной зачистки эрзерумских укреплений часть Кавказской армии при поддержке Черноморского флота, которым тогда командовал Александр Васильевич Колчак, захватила Трапезундский порт. Стоит сказать, что это была первый и единственный пример успешного сотрудничества Колчака и Юденича.

Вплоть до начала 1917 года Николай Юденич овладевал турецкими городами и сделал все, чтобы союзные британские армии сумели захватить османский центр в Месопотамии: Багдад. После февральской революции из-за монархических взглядов и отказа следовать бездарным приказам высшего командования уже в мае Николай Николаевич Юденич был отправлен в отставку. Вот так страна отплатила своему герою, едва ли не лучшему военачальнику во всей Великой Войне в Русской Императорской армии. Под руководством Временного Правительства все фронты русской армии стали разваливаться на глазах. Николай Юденич переселился в Петроград, поддержал Корниловское выступление. Наступил октябрь...

После октябрьского переворота, когда большинство высших командиров пыталось спасти свою шкуру или бежали на пока еще "не красный" юг, Юденич предпочел остаться в самом логове врага: в революционном Петрограде. Он вел борьбу с большевизмом, стремился организовать сопротивления на севере страны. Для этой цели выехал в Финляндию, а затем и Швецию, но, заручившись поддержкой одного только Карла Маннергейма, встретил резкое неодобрение финского сейма и был вынужден не согласиться на его условия, невыполнимые, по мнению руководителей Белого движения. Лишившись поддержки и шансов на создание армии в Финляндии, Юденич прибыл в Прибалтику. Началось формирование "Северо-западной армии". Созданная из матросов Балтийского флота, части беженцев-офицеров, маленькой части солдат-ветеранов Великой Войны, имея большей частью своего боевого состава ненадежных и крайне мало боеспособных эстонцев, Юденич рискнул предпринять поход на Петроград. Из Риги он дошел до Гатчины, руководствуясь исключительно собственным военным гением и смелостью горстки патриотов, под конец наступления, уже практически переставших получать вооружение.

Большевики боялись Юденича, на всех остальных фронтах они знали, что их враг жизненно зависит от своих западных спонсоров, которым нужно было одно: русская междоусобная резня, и продолжаться она должна была как можно дольше. Юденич же быстро понял, что связи с различными марионеточными "советами" и "правительствами", в том числе и его Северо-Западной армии, будут гибельны. Юденич объединил вокруг себя героев всех званий и рангов и решил пуститься в такую авантюру, которая стала для большевиков серьезной проблемой. Ведь за Юденичем шел профессиональной русско-немецкий корпус Бермондт-Авалова, который также решил победить большевиков самостоятельно, без помощи западных "союзников", за что и был расстрелян и разоружен правительством Латвии при непосредственном участии британского королевского флота, лишь "по случайности" оказавшегося рядом...

Юденич был вынужден отступить, эстонские части предали его окончательно, горстка героев, окружавшая его не могла взять столицу большевистского режима... Николай Николаевич эмигрировал во Францию. Теперь самое время объяснить одну из вероятных причин, по которым личность Николая Юденича оказалась забыта. Николай Николаевич не оставил после себя ровно ничего. Ни строчки мемуаров, в отличие от гораздо более бездарных и гораздо менее переживших эмигрантов, о которых сейчас можно услышать в любом учебнике истории. Он предпочел остаться профессиональным военным, черствым и хладнокровным, твердо выполнявшим свой долг. Юденичу не нужны были демагогии, тем более в условиях, когда он уже не мог сделать ничего по своей профессиональной части. Николай Николаевич Юденич умер в 1933 году в возрасте 71 года.

Личность Николая Николая Юденича явилась одним из самых ярких примеров силы воли, сочетаемой со всеми качествами настоящего гения. Однозначно, он был в разы достойнее многих своих современников, как и многие забытые герои в нашем Отечестве. И задача поколений, ведущих сегодня Россию, вернуть нашей Родине ее имена.

Категория: Статьи | Добавил: Wild_Star (13.12.2014)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar